На главную


Мой курс по нефтегазопромысловой геологии (УУНиТ, 2021‑2024 гг)

Вот ссылка на страничку с материалами курса (презентации в формате .pdf и эти же презентации "с озвучкой", в виде видеокурса): материалы.


Объём курса и история его формирования

В августе 2021-го года мне поступило предложение из УУНиТ, бывшего БГУ, прочитать в осеннем семестре курс по нефтегазопромысловой геологии (сделано это было с дружеской подачи профессора Рима Хакимовича Масагутова, с которым мы много лет работали вместе в ПАО АНК "Башнефть"). Разрабатывать лекции пришлось с нуля, так что последние четыре месяца того года превратились для меня в непрерывный цейтнот: утром по субботам я читал очередную лекцию – и тут же садился готовиться к следующей, это занимало буквально всё время выходных и все будние вечера, до позднего вечера пятницы. В тот первый год объём курса составил 14 лекций, в дальнейшем он непрерывно увеличивался. На данный момент курс рассчитан примерно на 28 пар (26 лекций и "пара пар" практических занятий), состоит из 34 разделов (в т.ч. не представленный здесь раздел по геолого-гидродинамическому моделированию) и включает около 500 слайдов, каждый из которых составлен/нарисован/написан, что называется, собственноручно. К курсу прилагается список из 238 вопросов (в т. ч. несколько задач). На их основе составлено более сотни тестовых заданий для проверочных работ и письменного экзамена.


Достоинства курса

НГПГ представляет собой, по сути, объединение нескольких дисциплин: в него входят элементы геологии, петрофизики и разработки (этот список можно и дополнить). Не могу похвастать широким кругозором в академической сфере, но рискну предположить, что у большинства преподавателей непосредственный практический опыт работы тяготеет преимущественно к какой-то одной из этих сфер деятельности, мне же довелось в разное время позаниматься и подсчётом запасов, и расчётами прогнозной добычи, включая выбор систем разработки, и некоторыми смежными задачами. Не считаю себя выдающимся экспертом в перечисленных областях, но иметь опыт работы, что называется, "руками" в том, что преподаёшь, – полезная опция.

В курсе предпринята попытка представить доступным образом ряд разделов, которые, на мой взгляд, зачастую излагаются излишне кратко (либо вообще остаются за кадром). Это относится, в частности, к следующим темам: капиллярное давление – наглядная демонстрация "происхождения" зависимости водонасыщенности от Pк, а также объяснение эффекта гистерезиса на основе понятия "доступности" капилляров подходящего радиуса для вытесняющего флюида; причина более высокой предельной фазовой проницаемости по воде в гидрофобных коллекторах по сравнению с гидрофильными и – более деликатный вопрос – причина отсутствия полной симметрии между гидрофильными и гидрофильными кривыми фазовых проницаемостей; демонстрация статистических распределений значений подсчётных параметров по совокупности нефтяных залежей на гос. балансе РФ; методика прогнозирования добычи на основе итерационного подбора обводнённости; систематически завышенные диапазоны значений КИН, приводящиеся в качестве типичных в большинстве учебников в разделах о природных режимах залежей; несколько менее принципиальных, но не менее интересных вопросов, таких как некоторые "странности" действующей классификации залежей и месторождений по фазовому составу углеводородов; сопоставление доводов органической и неорганической теорий; проблемы терминологии, относящейся к остаточной водонасыщенности; причины отставания России от западных стран в технологиях горизонтального бурения и ГРП к концу прошлого века (при том что по состоянию на 1950-1960-е годы такое отставание отсутствовало); или, к примеру, "глюпый" вопрос о том, почему внушительные запасы углеводородов пока не обеспечили в России столь же высокий уровень жизни граждан, как в ближневосточных монархиях.

В качестве небольшой иллюстрации того, что я не просто пересказываю пару книжек, написанных умными людьми, отмечу, что в ходе работы над курсом мне попалось более двух десятков неточностей и ошибок разной степени серьёзности (не опечаток, а именно смысловых ошибок), в том числе в довольно серьёзных учебниках, все эти неточности отмечены в презентациях. Кстати, при составлении курса пришлось проработать не менее полутора сотен источников, около 80 из них непосредственно задействованы в презентациях (сопровождены ссылками).


Недостатки курса

Как полагается, есть и недостатки :). Во-первых, требуется время, чтобы материал "отстоялся" – оброс необходимым количеством устойчивых формулировок, ассоциативных связей и т.д. Для этого и трёх лет маловато, а ведь многие разделы формировались и дополнялись в том числе относительно недавно. Фактор относительной "молодости" курса существенен ещё и потому, что в нём затрагиваются, в том числе, не самые простые вопросы, перечисленные выше в категории "достоинств" курса. По ним и, вероятно, по ряду других частностей какие-то из озвученных мной мыслей и формулировок могут нуждаться в уточнении. И, скорее всего, в более поздней редакции курса (если она будет) я приду к этим уточнениям, так как постепенно дорабатываю, дополняю и корректирую весь материал.

Применительно к видеофайлам имеются очевидные издержки, связанные с дикцией. Кроме того, я слишком поздно осознал, что записи дистанционных лекций по зуму могут быть использованы в качестве видеокурса, иначе заблаговременно отключал бы в Зуме панель с участниками, а так она местами скрывает часть текста.


О видеофайлах

Набор видеофайлов оказался неполным потому, что первые несколько лекций в 2024-м году были проведены "вживую" (как и все лекции 2022-2023 гг), а потом в одну из суббот не сработала запись.


На главную